С сентября 2020 года в МАОУ "Школа №58" реализуется инклюзивное образование.
В современном обществе проблема социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной и обсуждаемой. Сегодня социализация, как активное приспособление к условиям социальной среды, служит основой человека в обществе.
В настоящее время детей, имеющих отклонения в здоровье, трудности в развитии, становится все больше. Только в нашей школе детей с ОВЗ 14 человек (2020 год), все они обучаются по индивидуальному плану на дому. 8 учащихся нашей школы имеют статус - "ребенок-инвалид". Трое из них так же обучаются по индивидуальному учебному плану на дому. В общей сложности 17(2%) детей нашей школы лишены полноценной школьной школы.
По оценкам экспертов в настоящее время один из тысячи детей имеет расстройство аутистического спектра. Численность детей с установленным диагнозом РАС в Нижегородской области составляет 118 на 100000 детского населения. На 1 января 2020 года таких детей у нас в регионе 860. Эти дети испытывают затруднения в социальном взаимодействии и коммуникациях, а также характеризуются наличием жестко ограниченных интересов и часто повторяющихся поведенческих актов. Им присуще боязнь окружающего мира. Под внешней отрешенностью ребенка скрываются болезненные переживания, наибольшее значение имеет общий тревожный фон настроения и многочисленные страхи.
Сегодня большинство детей из данной категории не имеют возможности получить адекватную помощь и поддержку. А родители этих детей не знают, где и как они могут обучать своих детей. Учителя, в свою очередь, не имеют методик работы с такими детьми, не могут оказать им должную помощь. В большинстве случаев такие дети обучаются дома, не имеют возможности общаться и развиваться со своими нормативными сверстниками. В другом случае - они ученики коррекционных школ.
С 1 сентября 2016 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт для обучающихся с ОВЗ. Инклюзивное образование представляет собой доступность образования для всех, приспособление к различным нуждам всех детей, обеспечивает доступ к образованию детей с особыми образовательными потребностями. В ходе инклюзивного образования исключается дискриминация детей с ОВЗ, обеспечивается равное отношение ко всем обучающимся, но для этих детей создаются особые условия. Дети с особыми образовательными потребностями получили возможность обучаться вместе со сверстниками в общеобразовательных классах.
С 2016 года наша школа является участником городского проекта «На урок- вместе». Данный проект реализуется при поддержке общественными организациями «Перспектива» (г. Москва), «Верас» (г. Н.Новгород) и позволяет продвигать принципы инклюзивного общества и интеграции детей с инвалидностью в общественную жизнь на равных условиях со здоровыми детьми. В рамках проекта проведены семинары для педагогов, родительские собрания. Традиционными стали в школе Уроки доброты, параолимпийские игры, встречи с интересными людьми (в рамках работы по профориентации).
Проводимая нами работа со всеми участниками образовательного процесса, изучение опыта г. Москвы и г. Воронежа позволило нам принять решение о создании проекта «Мы – вместе!» и реализовать его с 1 сентября 2020 года.
С 2020 года в школу на обучение приняты дети с расстройством аутистического спектра (РАС). Многие из них зачислены в общеобразовательные классы. Учебная и внеурочная деятельность, развивающие занятия со специалистами, будут проводиться как в обычных классах, так и в ресурсной зоне.
Специалистами разработана модель психолого- педагогического сопровождения детей с ОВЗ.
Ресурсный класс- это помещение в школе, где ученики, имеющие трудности в обучении, могут получать дополнительную помощь в соответствии со своими потребностями. Ресурсный класс - это не место изоляции ученика, не коррекционный класс в общеобразовательной школе. Это специальная образовательная модель, позволяющая ученику сочетать в зависимости от своих потребностей и возможностей инклюзивное образование и индивидуальное обучение.
Нормативные документы по инклюзивному образованию:
- Всеобщая декларация прав человека— принята Генеральной Ассамблеей ООН от 12.1948 г
- Декларация ООН о правах инвалидов— принята резолюцией 3447 (ХХХ) Генеральной Ассамблеи от 12.1975 г.
- Конвенция ООН о правах ребенка — международный правовой документ, определяющий права детей вгосударствах-участниках. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 10.1989 г. Ратифицирована Верховным Советом СССР 13.06.1990 г.
- Всемирная декларация об образовании для всех— принята 03.1990 г.
- Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов — приняты резолюцией 48/96 Генеральной Ассамблеи от 20.12.1993 г.
- Протокол № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод— принят 03.1952 г. (с изменениями от 11.05.1994 г.). Ратифицирован Российской Федерацией 30.03.1998 г. и вступил в силу для Российской Федерации 05.05.1998 г.
Федеральные документы:
- Конституция Российской Федерации— высший нормативный правовой акт РФ. Принята народом РФ 12.1993 г. Вступила в силу со дня официального опубликования 25.12.1993 г. Статья 43.
- Закон от 12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» — является основным Федеральным законом, обеспечивающим образование лиц с ограниченными возможностями здоровья. Содержит ряд статей (2,3, 5, 11, 42, 44, 55, 58, 60, 79 и др.), закрепляющих право детей на получение качественного образования в соответствии с имеющимися у них потребностями и возможностями.
- Закон от 07.1998 г. № 124-ФЗ (ред. от 02.12.2013 г.) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» — занимает центральное место в нормативно-правовом обеспечении образования. Устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией РФ. В законе выделены основные направления обеспечения прав ребенка, организационные основы гарантий прав ребенка, представлены государственные минимальные социальные стандарты основных показателей качества жизни детей, меры по защите прав ребенка на охрану здоровья, на отдых, на профессиональную подготовку и др.
- Закон от 11.1995 г. № 181-ФЗ (ред. 04.01.1999 г.) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» — определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.
- Закон Российской Федерации от 03.05.2012 г. N 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов».
- Указ Президента РФ от 2 октября 1992 г. N 1156 «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности» (с изменениями и дополнениями).
- Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013–2020 годы — утверждена постановлением Правительства РФ от 04.2014 г. № 295.
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 марта 2009 года № 95 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии».
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 года № 1598 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
- Постановление от 10 июля 2015 года N 26 Об утверждении СанПиН 4.2.3286–15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Региональные документы:
- Распоряжение Правительство Нижегородской области от 11.09.2019 №928-р "Об утверждении Концепции комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями в Нижегородской области"
Локальные акты:
|