С сентября 2020 года в МАОУ "Школа №58" реализуется инклюзивное образование.
В современном обществе проблема социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной и обсуждаемой. Сегодня социализация, как активное приспособление к условиям социальной среды, служит основой человека в обществе.
По оценкам экспертов в настоящее время один из тысячи детей имеет расстройство аутистического спектра. Численность детей с установленным диагнозом РАС в Нижегородской области составляет 118 на 100000 детского населения. На 1 января 2020 года таких детей у нас в регионе 860. Эти дети испытывают затруднения в социальном взаимодействии и коммуникациях, а также характеризуются наличием жестко ограниченных интересов и часто повторяющихся поведенческих актов. Им присуще боязнь окружающего мира. Под внешней отрешенностью ребенка скрываются болезненные переживания, наибольшее значение имеет общий тревожный фон настроения и многочисленные страхи.
Сегодня большинство детей из данной категории имеют возможность получить адекватную помощь и поддержку. Родители знают, где и как они могут обучать своих детей.
Учителя, в свою очередь, владеют методиками работы с такими детьми, могут оказать им полноценную и должную помощь.
Инклюзивное образование представляет собой доступность образования для всех, приспособление к различным нуждам всех детей, обеспечивает доступ к образованию детей с особыми образовательными потребностями. В ходе инклюзивного образования исключается дискриминация детей с ОВЗ, обеспечивается равное отношение ко всем обучающимся, но для этих детей создаются особые условия. Дети с особыми образовательными потребностями получили возможность обучаться вместе со сверстниками в общеобразовательных классах.
С 2016 года наша школа является участником городского проекта «На урок- вместе». Данный проект реализуется при поддержке общественными организациями «Перспектива» (г. Москва), «Верас» (г. Н.Новгород) и позволяет продвигать принципы инклюзивного общества и интеграции детей с инвалидностью в общественную жизнь на равных условиях со здоровыми детьми. В рамках проекта проведены семинары для педагогов, родительские собрания. Традиционными стали в школе Уроки доброты, параолимпийские игры, встречи с интересными людьми (в рамках работы по профориентации).
Проводимая нами работа со всеми участниками образовательного процесса, изучение опыта г. Москвы и г. Воронежа позволило нам принять решение о создании проекта «Мы – вместе!» и реализовать его с 1 сентября 2020 года.
С 2020 года в школу на обучение приняты дети с расстройством аутистического спектра (РАС). Для детей созданы специальные образовательные условия. Выполнен ремонт и брендирование учебных помещений, зоны отдыха. Закуплено учебное оборудование, учебники, специальная мебель. На средства полученного гранта оформлена сенсорная комната. В штате появились новые должности- педагог- дефектолог, педагог логопед, тьютор, ассистент. Педагоги прошли курсовую подготовку.
Специалистами разработана модель психолого- педагогического сопровождения детей с ОВЗ.
Нормативные документы по инклюзивному образованию:
- Всеобщая декларация прав человека— принята Генеральной Ассамблеей ООН от 12.1948 г
- Декларация ООН о правах инвалидов— принята резолюцией 3447 (ХХХ) Генеральной Ассамблеи от 12.1975 г.
- Конвенция ООН о правах ребенка — международный правовой документ, определяющий права детей вгосударствах-участниках. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 10.1989 г. Ратифицирована Верховным Советом СССР 13.06.1990 г.
- Всемирная декларация об образовании для всех— принята 03.1990 г.
- Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов — приняты резолюцией 48/96 Генеральной Ассамблеи от 20.12.1993 г.
- Протокол № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод— принят 03.1952 г. (с изменениями от 11.05.1994 г.). Ратифицирован Российской Федерацией 30.03.1998 г. и вступил в силу для Российской Федерации 05.05.1998 г.
Федеральные документы:
- Конституция Российской Федерации— высший нормативный правовой акт РФ. Принята народом РФ 12.1993 г. Вступила в силу со дня официального опубликования 25.12.1993 г. Статья 43.
- Закон от 12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» — является основным Федеральным законом, обеспечивающим образование лиц с ограниченными возможностями здоровья. Содержит ряд статей (2,3, 5, 11, 42, 44, 55, 58, 60, 79 и др.), закрепляющих право детей на получение качественного образования в соответствии с имеющимися у них потребностями и возможностями.
- Закон от 07.1998 г. № 124-ФЗ (ред. от 02.12.2013 г.) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» — занимает центральное место в нормативно-правовом обеспечении образования. Устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией РФ. В законе выделены основные направления обеспечения прав ребенка, организационные основы гарантий прав ребенка, представлены государственные минимальные социальные стандарты основных показателей качества жизни детей, меры по защите прав ребенка на охрану здоровья, на отдых, на профессиональную подготовку и др.
- Закон от 11.1995 г. № 181-ФЗ (ред. 04.01.1999 г.) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» — определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.
- Закон Российской Федерации от 03.05.2012 г. N 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов».
- Указ Президента РФ от 2 октября 1992 г. N 1156 «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности» (с изменениями и дополнениями)
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 марта 2009 года № 95 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии».
- Приказ Министерства просвещения России от 17.07.2024 N 495 "О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных адаптированных образовательных программ"
- Распоряжение Правительство Нижегородской области от 11.09.2019 №928-р "Об утверждении Концепции комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями в Нижегородской области"
Локальные акты:
- Положение о ресурсном классе МАОУ «Школа № 58»
- Положение об автономном классе МАОУ "Школа № 58"
- Положение о психолого-педагогическом консилиуме МАОУ "Школа №58"
Достижения
-
Конкурс благотворительных проектов инжирингового дивизиона Госкорпорации Росатом, 2020г. Проект «Мы вместе!», победители
-
Всероссийский конкурс «Лучшая инклюзивная школа России», 2021 (Региональный этап), 2 место
-
Всероссийский конкурс «Добро не уходит на каникулы», 2022. Проект «Мы такие разные, но вместе нам хорошо», участие
-
Всероссийский конкурс «Лучшая инклюзивная школа России», 2023 (Региональный этап), участие
-
Участие в региональном этапе VI Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Учитель- дефектолог России- 2023», Сертификат в номинации «Дефектолог года»(Еременко В.В.)
-
2 Всероссийский конкурс молодых исследователей в области коррекционной педагогики и специальной психологии, диплом 2 степени(Еременко В.В.)